Wednesday, November 11, 2015

Я ли это? Шок от фотопортрета.


А вы знали, что есть эффект психологического шока при рассмотрении собственных фотографий? Человек просто отказывается признать, что на фото изображена реальная моя форма. Я наблюдала и отказ человека признать самого себя, но также я видела и шок со знаком «+» у сирот, которые получали на руки свой большой цветной красивый портрет. Они с круглыми глазами начинали носиться вокруг меня и тыкать этим фото всем подряд с криком «Это Я!!!», «Это Я!!!». Тогда еще, будучи просто фотографом, я была поражена и задумалась над этим фактом утверждения своего «Я», своего существования на этой планете, через фотопортрет. Мы часто не замечаем этого, как не замечаем воздуха, которым дышим, однако у сироты нет родителя, ведущего его в мир, нет фотоальбомов с десятилетиями семейной истории, нет заземляющих и греющих рук, губ и глаз матери.
Возвращусь…
Картье-Брессон говорил, «Позирующий всегда сомневается в объективности фотоаппарата».
«Нет-нет, я вовсе не такой!» я гораздо милее, мягче/тверже, худее, моложе и т.д.
Но постепенно, человек привыкает к фотообразу, начинает верить ему, что в портрете больше правды, чем представлении, живущем в нашем сознании. И таким образом, фотография помогает человеку приобрести уникальный опыт стабилизации своего телесного образа. Мы обретаем свою телесную идентичность и, как следствие, приходим к большей внутренней целостности. Идя дальше по этому пути, используя фотокамеру, мы можем конструировать свой облик, а вместе с тем и психические состояния.
В каких случаях это может быть особо актуально. В кризисные моменты перехода (юношеское становление, кризис среднего возраста), смены социального статуса (становление женой, мамой), следствие перенесенной болезни, приведшей к изменению телесного облика, при гендерных особенностях (лгбт-сообщество), а также и во многих других случаях. Ведь сознание определяет тело, а тело – сознание. Познавая Форму мы познаем Суть.

No comments:

Post a Comment