Wednesday, December 5, 2012

"Самая красивая девочка в мире"

Финская фотохудожница и социальный педагог Миина Саволайнен разработала технику поддерживающей фотографии.

Суть техники заключается в следующем. Используя готовые фотографии клиента и процесс его фотографирования, можно побудить его к изучению и осознанию своей жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Специалист помогает клиенту понять себя и объединить бессвязные воспоминания в единое целое, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать свою внутреннюю силу. Кульминационным моментом процесса поддерживающей фотографии является создание специалистом (психологом, психотерапевтом, социальным педагогом и др.) серии фотопортретов клиента.

Метод восстанавливающей фотографии основывается на равенстве фотографа и фотографируемого (клиента). Они выступают в качестве партнеров в процессе подготовки к фотографированию и проведения съемки. Власть и контроль над ситуацией, связанные с позицией фотографа, ослабевают благодаря творческому взаимодействию и диалогу. Важной задачей фотографа и фотографируемого является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.

В настоящее время поддерживающая фотография используется в ряде образовательных, медицинских и социальных учреждений Финляндии и некоторых других стран.

Широкую известность получил проект под названием “Самая красивая девочка в мире”, реализованный Мииной Саволайнен с воспитанницами детского дома. В основе данного проекта лежало понимание того, насколько значимо для ребенка быть любимым и принимаемым окружающими, прежде всего родителями. Автор проекта посчитала, что поддерживающая фотография может явиться одной из форм проявления любви и внимания к ребенку, фактором развития в нем самоуважения и самопринятия. В проекте принимали участие девочки в возрасте от 8 до 17 лет, с каждой из которых проводилась длительная индивидуальная работа.

Важная роль отводилась созданию серии фотопортретов каждой из девочек в специально выбранной для нее природной среде. В первый год реализации проекта фотосъемка проводилась неподалеку от детского дома, но постепенно участницы проекта стали совершать более далекие поездки для того, чтобы найти наиболее подходящее место для съемки. Большое значение придавалось времени года и суток, погодным условиям и характеристикам самого пейзажа. Специально подбирались костюмы, для того чтобы создать яркий, неповторимый, объединяющий мечту и реальность образ. Порою поездки за город представляли собой настоящее приключение.



Участницы проекта сознательно старались использовать реальную, а не виртуальную природную и климатическую среду для фотосъемки. Все было настоящим: и зимний мороз, и восход солнца, и дикий лес. Нередко у девочек возникало ощущение сказочности, встречи с чем-то удивительным и неповторимым, переживание слияния с миром. Природа, словно мать, принимала “в свои объятия” модель и фотографа, давала им чувство безопасности и присутствия в легенде. Нахождение в природной среде, наличие в ней разнообразных символических, архетипических форм зачастую помогало создать историю или сказку, в которых девочки представали в образе главных героинь.
Фотограф и ее клиентки в процессе создания фотопортретов стремились достичь оптимальных психологических и художественных результатов, прежде всего дать возможность девочкам почувствовать свою индивидуальность, внутреннюю и внешнюю красоту и привлекательность.

Начиная с 2003 года фотопортреты, созданные в рамках проекта “Самая красивая девочка в мире”, стали экспонироваться — сначала в городах Финляндии, а затем в разных странах мира. Выставки, как правило, включают около 140 работ; каждая модель представлена целой серией фотографий. Предъявление себя обществу в новом качестве посредством выставок также является одним из факторов поддержки позитивного образа “Я” участниц проекта, помогает им далее развивать свою способность “быть видимыми” и значимыми для других людей.

Как призналась в письме Миине Саволайнен одна из участниц проекта, “очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия к миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место… Мое “исцеление” началось лишь когда я очутилась в детском доме. Основными “лекарствами” для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой фотографий. Процесс фотографирования действительно помог мне почувствовать себя “самой красивой девочкой в мире”. Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом. Конечно, я порой испытываю неуверенность в себе, но теперь это чувство стало возникать гораздо реже, чем раньше. Я считаю, что у меня все будет хорошо, я верю в будущее”.


Другая девочка пишет: “Это было незабываемо: другой, приятный для меня человек был сконцентрирован на мне, прислушивался к моему мнению и просьбам, когда мы вместе готовили и проводили фотосъемку”.

Еще одна отмечает: “Позировать перед камерой поначалу было для меня неприятно и сложно, потому что я никогда раньше не была в центре внимания. Но когда я вижу себя на фотографиях, я по-настоящему счастлива: ведь я такая красивая и особенная!” ( статья А.Копытина )

phototherapy 


No comments:

Post a Comment