Tuesday, January 22, 2013

Педсовет для кружководов. Что делать с детьми?


Сидя на собрании кружководов я чуть не впала в кому… Мозг сжало тисками обстоятельств , поставило в тупик безысходности под названием «департамент соц.развития», последняя инстанция в которую слили никому не нужную проблему…  Где ты Макаренко?  Царь и бог сирот, малолетних выкидышей российского государства. И все это в то время, когда Его Величество запрещает вывозить из страны «нашу самую главную ценность». Этой «ценности» гораздо лучше будет прозябать и спиваться в родном государстве, чем в чужом ? Вопрос риторический… Каждый ответит себе сам. Если он еще не обвел свою семью волшебной линией отчуждения, через которую не проникает к нему социальная несправедливость с улиц мегаполиса. Нас это не касается – значит этого нет. И люди всегда все спишут на «Гену»… «Ведь гены делают свое дело! Это они виноваты!» - слышу уверенный возглас. И вспоминаю профессора Преображенского… Разве революция в подъездах лампочки бьет?! Разве это революция в грязных калошах по парадной лестнице ходит?!  Это люди! Это все люди: я, ты, твои братья, сестры, дяди…Это все частные люди, каждый из которых свою личную ответственность списывает на непонятное государство… Но именно люди составляют это Г… Их приоритеты, желания, действия, хобби и, конечно, история…  Но история государства это ведь, как история человека. Настоящее начинается сегодня. Начни новую страницу. Напиши новую главу. Начни с себя. Черт возьми, вероятно, меня съедает экзистенциальная вина. А вас? Не бывает такого ?
Ну так вот, вернусь… Все передо мной люди, обычные люди, по отдельности, вполне хорошие, русские люди. И то, что они говорят – противоположность детскому варианту происходящего. Чувствую себя следователем, разбирающим дело «О без вины виноватых». И ведь правы… Правы взрослые. Желание легких денег, развлечений, шмоток и не желание работать. Приведен пример, выпускник интерната, продав свою (личную) квартиру, был задержан полицией, раздетый, без документов и средств на рельсах ж.д. станции. На вопрос  «Откуда?», не моргнув глазом, взрослый человек сказал «Из 24 -го интерната».
Что делать? Кто виноват?...  Два извечных русских вопроса…  А ведь так и есть!  Система Макаренко до сих пор считается лучшей системой для воспитания трудных подростков, подростков, на которых государство ставит крест, вследствие их глубокой асоциальности, девиантного поведения и не желания работать (т.е. создавать, а не разрушать). Но…это все теория, это мысли людей, работающих с детьми. А вот у людей сидящих в департаментах – другой взгляд на вещи. В Голландии, общаясь со специалистом, занимающимся труднообучаемыми детьми и даунами, я услышала однозначный ответ: «Так ведь государству гораздо дешевле научить в детстве ребенка всем необходимым навыкам, чтобы он себя обеспечивал и обслуживал, чем потом тратить деньги на последствия…»  (т.е. рост преступности, алкоголизм, наркомания, потеря места жительства (бомжи) и опять же рост сирот ( детей этих самых людей)). Все это требует огромных затрат в государственном масштабе. Реконструировав систему, можно повысить % выживаемости сирот в обществе. Т.е. в этом случае, сироты, действительно, становятся богатством государства, это же трудовые ресурсы, интеллектуальный потенциал, причем молодой! (при нашей низкой рождаемости). Но… ситуация с сиротами это часть нашего общества, значит это признак болезненности системы.
Как научить детей работать? Нужно, чтобы взрослые вместе с детьми делали какие-то совместные дела, какую-то работу. Но есть условие, самим взрослым должна нравиться эта  работа, они должны видеть в ней смысл. Тогда они могут заразить детей своей внутренней идеей и нацеленностью на результат. Но это очень трудно-выполнимое условие. Потому как сейчас, основная масса людей занята выживанием и мечтой обогащения. Идея транслируется. 

читать далее...



Дети, как легко восприимчивый материал, берут то, что легче взять. Еще, в Москве, свою лепту в развращение детей вносят благотворительные организации. Наверное, реально помогать они могут больным, кому просто нужны деньги непосредственно на лекарство, операции и т.д. А со здоровыми, нормальными детьми все сложнее….им нужно дело. Не на одни выходные. А на долго…  Эти БЛ.О. вылечивают состоятельных людей от экзистенциальной вины, либо же делают PR, или преследуют еще какие-то цели… Но, что в итоге получают дети?  Подарки, деньги, внимание. Но не потому, что они заслужили это своими достижениями, своей работой, а потому что они «сироты»(это кроме спорта, на который тратится огромное время, мозг атрофируется, зато ноги накачанные и у школы имидж).  Удобный лэйбл «сирота» для вымогания, через активизацию жалости. Дети часто начинают прагматично и нагло использовать свое положение. Не нужно забывать, что мы с вами были сформированы по-другому, и уже со «взрослой» колокольни воспринимаем это. А они – люди, выросшие по этим правилам. Как их можно исправить в уже взрослом возрасте ?! Никак… Это исправляет Жизнь, когда начинает нещадно бить. Потому, что после 18 лет все становятся равными… И слово «сирота» по отношению ко взрослому играет иную роль, это другой ярлычок, другого эмоционального оттенка.
А ведь, человек это то, что он делает. Это не одежда, не имидж, не фигура – это все поверхностные атрибуты личности. Сама личность выражается в том, что она создает, на что тратятся годы жизни человека. Как передать детям понимание того, что необходимо учиться что-то делать, и стараться делать это максимально хорошо, вкладывая душу. Что в этом радость и смысл жизни, создавать то, чего раньше не было.
Но научить можно лишь тому, что САМ чувствуешь, что САМ прошел, понял, испытал. Научить может только тот человек, который сам вовлечен в процесс, который своим примером жизни олицетворяет то, чему учит. А много ли таких взрослых людей вокруг нас? Оглянитесь? Посмотрите правде в глаза – их мало, их почти нет. Вот и ответ. Нет учителей. Поэтому и ничего нет. 

P/S  Интернат уже лишили собственной столовой. Раньше детям свои повара готовили свежую еду. Теперь им привозят чищенную картошку в пакетах, полуфабрикаты супов и т.д. И повара обязаны просто дать то, что привезли. Теперь интернат хотят лишить своего технического персонала, чтобы уборкой и обслуживанием помещений занимались фирмы. Я вот думаю, к чему такие странные перемены. Вспоминаю историю своей работы в ОАО "РЖД"... Это же все одно и то же государство делает, значит логика одна... На оплату тех.персонала государство тратит мизерные деньги, все наши гос.ставки маленькие. А теперь, рассмотрим новый вариант (это всего лишь мое предположение...):  Департамент объявляет конкурс среди клининговых компаний. Компания "М" дает взятку и выигрывает тендер на обслуживание (как это всегда бывает...). Далее, государство платит этой компании в n-раз больше и таким образом происходит оседание денег в чьем-то кармане (2/3 суммы). А уборка идет в интернате на том же уровне (по гос. ставкам). И к тому же, расходы по статье "сиротские учреждения" общество воспринимает благожелательно. Поэтому, по ней можно перегонять уйму денег. Я беру такую схему по аналогии с дет.домами, где гос.средства (на ремонт, одежду или еще что..) вообще не доходят до детей, все в кармане у руководителей. Убирать такую кормушку гос.масштаба никому не выгодно. Вот и весь сказ...А мы тут, дурачки, все о своем, о детях, о светлом будущем... Не здесь, не сейчас. Вижу здесь только личный путь. Сам делай то, что можешь с тем, что у тебя под носом и на что ты можешь повлиять. 

1 comment:

  1. Великолепная статья, если бы ее постулатами руководствовались чиновники от образования...

    ReplyDelete